RZA (в русской транскрипции Риза) - искусный создатель магически
простых и завораживающих ритмов, абсурдных сэмплерных коллажей,
оставляющих слушателя в недоумении, что это - эксперименты новичка или
насмешка гения, лет десять считается одним из самых оригинальных
хип-хоп продюсеров. Музыкант и бизнесмен, стоявший у истоков двух
великих рэп-команд, давший толчок десятку успешных сольных карьер, он
на короткой ноге с киногениями Джимом Джармушем и Квентином Тарантино.
Новатор и первооткрыватель, харизматический лидер нью-йоркского
хардкора, в чьем полуприкрытом от рождения правом глазе видится мудрый
прищур восточного философа. До того как прославиться с Wu-Tang,
RZA входил в состав группы All In Together Now, а также творил сольно
под именем Prince Rakeem. Если о плодах работы с группой нам мало что
известно, то персонально для себя он сумел пробить контракт на
культовом лейбле Tommy Boy и даже выпустить EP-шку под названием "Ooh,
We Love You Rakeem" (к сожалению, держать в руках этот раритетный релиз
доводилось немногим, поэтому трудно объяснить тот факт, что порой эту
пластиночку называют "Ooh, I Love You Rakeem"). Больших дивидендов
выход этого диска не принес, музыкальная политика лейбла Ризу не
устраивала. Попса махровая, маз никакихю Такая нескладуха по всем
фронтам привела к тому, что сольное творчество на время было
законсервировано, и Бобби сосредоточился на другом проекте, собственно
и принесшем ему мировую известность - Wu-Tang Clan. Clan, коалиция
MC со Стэйтен-Айленда, кардинально измененил звучание хип-хопа. Риза
возглавил этот отряд, состоящий из его друзей и родственников.
Ухватившись за эстетику Древнего Востока, наполнив ее мистическими
мотивами учений нумерологии, "Нации ислама" и "5% Nation", подтверждая
философские теории уличной практикой, "ву-тэнгеры" создали своё,
уникальное ответвление в рэпе, несущее в себе столько скрытых смыслов и
подтекстов, что Борис Гребенщиков может покурить в сторонке. В
1993 году пробивной хит "Protect Ya Neck", изданный на инди-лейбле,
заинтересовал дельца Стива Рифкинда (ныне возглавляющего Street Corp.).
Почувствовав золотую жилу, Рифкинд предложил группе контракт,
оставлявший им полную свободу в плане сольной деятельности. Таким
образом лейбл Loud заполучил свою звезду. Дебютный альбом "Enter
the Wu-Tang (36 Chambers)" вписал имя Wu-Tang в скрижали хип-хопа.
Революция в хип-хопе? Пожалуй, это не будет большим преувеличением. И
её идеолога не устраивали полумеры - RZA занялся продюсированием
альбомов своих подопечных Method Man, Raekwon, ODB, Ghostface. Их
дебютные альбомы, записанные в промежутке с 94 по 96 год, относят к
золотому наследию Wu-Tang. Помимо работы с Wu, RZA может гордиться
причастностью к созданию треков для Cypress Hill, Notorious B.I.G. и
Big Pun. Еще один известный проект, к которому RZA непосредственно
причастен, это Gravediggaz. В состав группы вошли такие лица как Prince
Paul, продюсировавший De La Soul, а также Frukwan и Poetic. Основатель
Wu-Tang фигурировал в этой компании под именем Rzarector. Тяжелое
звучание, тексты о насилии и потусторонняя обреченность - вот из чего
сформировался фирменный стиль нью-йоркских "гробокопателей", получивший
звучное определение "horrorcore". Классический дебют "6 Feet Deep" взял
в 1994 году золото и продемонстрировал еще одну грань музыкального и
поэтического дарования RZA. В 1997 году RZA руководит записью
двойного альбома Wu-Tang "Forever", после чего продюсирует таких
участников Wu-Fam как Killarmy, Sunz Of Men, Shyheim. На подходе вторая
серия сольников от участников Wu-Tang. Первым на очереди оказался сам
RZA. Работая долгое время в качестве сапожника без сапог,
занимаясь карьерами других исполнителей, RZA достаточно долго
откладывал свой дебют. Пока, наконец, в 1998 году не состоялся релиз
его альбома "RZA as Bobby Digital in Stereo". И здесь Риза снова не
подписывает альбом своим именем, представая слушателям своё альтер-эго.
Считается, что сольные работы "ву-тангеров" - вещь, призванная
обеспечить им материальное благополучие. В то время как, собираясь для
записи очередного альбома, они оборудуют настоящий творческий полигон,
обеспечивая себе душевный комфорт. Сольные работы RZA резко
контрастируют как с альбомами Wu, так и с другими ву-сольниками.
Неформатное звучание, неожиданные сбивки, нарочито неровные и небрежные
лупы, очень своеобразное, очень индивидуальное сведение. RZA снова
оказался первопроходцем и экспериментатором. Ближе к 2000 году
популярность Wu-Tang, пошла на убыль. Во-первых, появилось немало
продюсеров, копирующих стиль Ризы; во-вторых, возникали новые звезды.
Но RZA и на этот раз находит новое применение своим талантам:
кинематограф. Он всегда демонстрировал стойкий интерес к этому жанру,
предоставляя для звуковых дорожек различные треки собственного
производства. Его кинодебют состоялся в неполиткорректной комедии "Не
грози Южному Централу попивая сок у себя в квартале", в которой
прозвучал трек "Winter Warz". А в 2000 он целиком готовит саундтрек для
фильма "Пес-призрак: путь самурая" культового режиссера Джима Джармуша.
Плоды труда оформленные в виде пластинки были изданы лейблом Koch. Финансовый
крах, постигший лейбл Loud в 2002 году, поставил жирное многоточие в
финале карьеры Wu-Tang. Сам факт существования группы был поставлен под
вопрос, после альбома 2001 года "Iron Flag" началась затяжная полоса
молчания. RZA тем временем продолжал сольную деятельность: в 2001 вышел
альбом "Digital Bullet", в 2003 - "Birth Of Prince". Обе пластинки
отличались подчеркнуто некоммерческим звучанием. Возможно, этот факт и
предопределил выбор Квентина Тарантино, подыскивавшего композитора для
своей пятой картины "Убить Билла". Интерес со стороны одного из самых
популярных режиссеров современности еще более упрочил статус RZA, как
культового музыканта и продюсера. Еще один необычный релиз был
выпущен под именем RZA в том же 2003 году. Компиляция "The World
According to RZA" содержала работы европейских рэпперов,
спродюсированных отцом Wu-Tang. Ее возникновение продолжает "политику
экспансии", проводимую Ризой в отношении "стран третьего мира",
каковыми для хип-хоп-Америки являются абсолютно все страны. Эта
политика выражается также в его активной гастрольной деятельности по
странам Европы и Азии. В 2003 году RZA подобрался к границам России,
выступив в Риге, а в следующем - пересек ее, что вызвало настоящий
восторг фанатов Wu и ценителей сольных работ Ризы. Выступления в Москве
и Петербурге стали одним из самых ярких событий в российской
хип-хоп-истории.
Дискография: RZA as Bobby Digital in Stereo / Gee Street/ 1998 The RZA Hits / Epic / 1999 Ghost Dog: The Way of the Samurai / Razor Sharp /2000 Digital Bullet / Koch International /2001 The World According to RZA / EMI / 2003 Birth of Prince /Sanctuary / 2003